Балаково (Саратовская область). 25 апреля 2022 г. Правительство Саратовской области, ОАО «РЖД» и ФосАгро подписали соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили вице-губернатор – председатель правительства Саратовской области Роман Бусаргин, начальник Приволжской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» Сергей Альмеев и директор Балаковского филиала АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») Андрей Шибнев.
Соглашение направлено на содействие росту экономического потенциала Саратовской области и развитию партнёрских взаимоотношений между РЖД и Балаковским филиалом АО «Апатит». Под растущие потребности предприятия в сырье, а также учитывая потенциальное увеличение объёмов отгружаемой готовой продукции (минеральных удобрений и кормовых фосфатов) необходимо развивать железнодорожную и логистическую инфраструктуры. Грузооборот предприятия растет год от года. Для сравнения, в 2015 году он составлял 4,4 млн тонн (сырьё и готовая продукция), а в 2021 – почти 7 млн тонн.
«Компания «ФосАгро» и «Приволжская железная дорога» - наши надёжные партнёры, это визитные карточки региона. Здорово, что уже в перспективе ближайшего будущего, подписанное Соглашение будет способствовать наращиванию отгружаемой продукции на 33%», - заявил вице-губернатор – председатель Правительства Саратовской области Роман Бусаргин.
Вице-губернатор отметил, что Балаковский филиал АО «Апатит» - один из крупнейших налогоплательщиков региона. Предприятие обеспечивает большое количество рабочих мест и высокий уровень оплаты труда, поэтому его развитие с учётом взаимодействия с Приволжской железной дорогой позитивно отразиться на динамике социально-экономического развития региона, обеспечит рост налоговых отчислений в бюджет региона.
«Подписание соглашения позволяет нам рационально использовать транспортную инфраструктуру ж/д станций «Балаково» и «Юльевка». Мы интегрируемся в технологический процесс компании. А его эффективность зависит от работы ж/д-транспорта, которым обеспечивается 90,5% грузооборота», - заявил начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев.
Предприятия Группы «ФосАгро» на сегодняшний день обладают развитой железнодорожной инфраструктурой. Общая протяжённость собственных путей – 450 км. У компании 9000 единиц собственного подвижного состава. А грузооборот на предприятиях Группы составляет почти 64 млн тонн в год, в том числе более 35 млн тонн апатит-нефелиновый руды. Впечатляют и показатели роста производительности труда транспортно-логистической службы компании. Если в 2015 году она составляла 41059 тонн на одного сотрудника службы, то в 2021-м выросла на 44% до 58955 тонн.
«Балаковский филиал АО «Апатит», благодаря своей близости к основным сельскохозяйственным регионам страны, является стратегически важным активом ФосАгро. Если 20 лет назад здесь выпускалось лишь 500 тыс. тонн аммофоса в год, то сегодня предприятие производит более 2,3 млн тонн продукции, в том числе 1,8 млн тонн удобрений. И дальнейшее развитие предприятие невозможно без совершенствования смежной инфраструктуры», - подчеркнул генеральный директор АО «Апатит» Александр Гильгенберг.
По словам Александра Гильгенберга, развитие внешних и внутризаводских ж/д путей стало необходимостью. Стороны нашли взаимопонимание по ключевым позициям совместной стратегии развития. Компания «ФосАгро» принимает на себя обязательства развивать инфраструктуру внутри предприятия, чтобы она была готова для приёма и отправки грузов, объёмы которых потенциально будут расти.
В ходе визита на предприятие гости посетили сернокислотное производство, и производство фосфорной кислоты, а также цех минеральных солей, где выпускается кормовой монокальцийфосфат – ценная пищевая добавка для скота и птицы. Также делегация посетила участок, на котором в прошлом году начался эксперимент по использованию фосфогипса в качестве защитного слоя земляного полотна при капитальном ремонте внутризаводских железнодорожных путей. Эта экспериментальная работа ведется в соответствии с рекомендациями учёных Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
«Впервые о данном эксперименте мы узнали на выставке в Саратове, - рассказал Сергей Альмеев. – Нас заинтересовала идея использования фосфогипса в качестве основы для железнодорожного полотна. Сегодня нам важно оценить результаты эксперимента».
Как отметил начальник Приволжской железной дороги данная технология может быть использована при ремонте некоторых участков железных дорог, что станет ещё одним направлением сотрудничества «РЖД» и Группы «ФосАгро».