Санкт-Петербург. 7 июня 2021 г. Первый заместитель генерального директора ПАО «ФосАгро» Сиродж Лоиков принял участие в панельной сессии «Школа – университет»: проблемы коадаптации», состоявшейся в рамках Петербургского международного экономического форума.
Непрерывное обучение и ориентированность на требования быстро меняющегося мира приводят к формированию нового формата среднего образования. Школы, предоставляя базис для высшего образования и профессионального развития, должны как никогда раньше быстро реагировать на новые потребности в области практических навыков и выстраивать образовательный процесс в сотрудничестве с университетами. Какие вызовы стоят перед существующей системой образования в условиях неопределенности? Как проектировать новые образовательные пространства и педагогический дизайн? Какой международный опыт в области гармонизации школьного и университетского образования и практики персонификации школьного образования существует? Эти и другие вопросы обсуждали эксперты в рамках сессии «Школа — университет: проблемы коадаптации».
Открывая дискуссию, ректор МГИМО Анатолий Торкунов отметил: «Наша сессия – одна из основных на Петербургском форуме: какую бы тему не обсуждали сегодня на форуме – национальные задачи, задачи международного сотрудничества, развитие новых технологий – все сводится к вопросу поиска кадров для их реализации. В этой ситуации совершенно новое значение и звучание приобретает как довузовское образование, так и образование вузовское и послевузовское. Ключом к решению проблемы является коадаптация – взаимодействие школы и вуза. И, хотя в этой области у нас уже немало достижений, пока что есть и много нерешенных вопросов».
С точки зрения содержания школа – это база, базисные знания, продолжил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. «Наша начальная школа – лучшая в мире по качеству образования, согласно исследованию PIRLS. По качеству естественно-научного образования Россия входит в пятёрку лучших стран мира», – сказал министр, напомнив, что в сфере образования важны вопросы взаимодействия, кооперации и выработки общих ценностей, которые прививаются молодёжи для сохранения мира.
Руководитель Фонда «Талант и успех», член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Елена Шмелёва, выступая на сессии, рассказала о региональных центрах, созданных по модели «Сириуса» в каждом субъекте Федерации. Таких центров уже 55, до конца года откроется ещё семь. Она также отметила, что опыт лучших педагогов используется для работы с детьми и другими педагогами.
Основной вызов заключается в повышении качества знаний с фокусом на практические занятия и координацию с будущими работодателями, чтобы учащийся с ранних лет мог определиться с будущей профессией, чтобы затем на производство приходили вовлеченные и подготовленные кадры. ФосАгро решает приоритетную задачу формирования и постоянного укрепления кадровой защищенности своих предприятий в рамках образовательной парадигмы «школа – колледж/ВУЗ – предприятие», отмечает первый заместитель генерального директора ПАО «ФосАгро» Сиродж Лоиков.
«Благодаря коадаптационному подходу, молодым специалистам не требуется проходить длительный этап адаптации на производстве: они погружаются в мир профессиональной деятельности уже сразу после окончания школы. В течение первых двух лет вновь принятые работники под крылом своих наставников развиваются, наращивают профессиональные компетенции и становятся полноценной частью ФосАгро, формируя тем самым кадровый резерв будущих руководителей и новой управленческой элиты.
Сегодня в проекте «ФосАгро-школа» задействовано свыше 6000 школьников из разной возрастной и целевой группой с каждым из которых мы выстраиваем взаимодействие – и не только в сфере инженерно-технического обучения. Так, в прошлом году в одной из воронежских школ стартовал проект «Агро-класс». Со школьниками ведется профориентационная работа по направлению «Агрономия», для них разработан курс лекций, открыта возможность исследовательской работы вместе с преподавателями Воронежского ГАУ, организуются встречи с представителями АПК, включая крупнейшие компании. Первый выпуск класса состоялся в этом году. Если часть этих ребят решит выбрать жизненный путь, связанный с сельским хозяйством, для них открыты двери ведущих аграрных вузов страны, в том числе Тимирязевская академия, где созданы образовательный центр «ФосАгро» и центр межвузовского взаимодействия с ведущими российскими аграрными университетами. На основе этой инфраструктуры мы намерены, совместно с компанией «Иннопрактика» реализовать серию совместных программ профессиональной ориентации молодежи, которая к 2023 году охватит 15 тыс. студентов в 30 региональных аграрных ВУЗах России», – заключает Сиродж Лоиков.